Охрана здоровья учащихся

Необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.

Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.

Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, классных руководителей и воспитателей нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся.

Необходимо менять ориентиры в системе образования, и сверхзадачей любого урока, любых взаимоотношений школы и школьника, любого административного начинания должна быть установка (как у врача) —  «не навреди» физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.

В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в школе: профилактический, методический и формирование здоровой личности.

Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья учащихся; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это просветительский и непосредственно обучающий подход, как правило, сфера деятельности классных руководителей, учителей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, технологии и др.

Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение обучающихся способам и приёмам взаимодействия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель — создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для обучающихся.

Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, функция педагогической деятельности предполагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни.

Третий подход — формирование здоровой личности. Он включает в себя оба выше названных направления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение часов на занятия по физической культуре, проведение физкультминуток; развитие системы спортивных секций; вовлечение обучающихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями всех работников школы.

Развитие физической культуры и спорта в школе включает все три подхода и базируется на Стратегии развития физической культуры и спорта Красноярского края «Край  здорового образа жизни, массовой физической культуры и спорта» на период до 2020 года.

Задачи:

-создание системы работы учреждения для занятий физической культурой и спортом;

-развитие внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.

-укрепление здоровья школьников.

-проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий на территории школы и вне;

-информационная поддержка и пропаганда физической культуры и спорта среди всех участников образовательного процесса.

Основные мероприятия данного блока:

№ п/п Мероприятия Исполнители Сроки Ожидаемые  результаты
1 Проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся. заместитель директора по УВР,

медицинские работники.

январь-февраль 2017г База данных состояния здоровья учащихся.
2 Обеспечению обучающихся в  школе качественным сбалансированным  горячим питанием. Директор, зам. директора по УВР Ежегодно Увеличение  доли  обучающихся  школы, которые  получают  полноценное  горячее  питание
3 Реализация мер по раннему выявлению потребителей наркотических средств, индивидуальной профилактической работе среди обучающихся. Зам. директора по УВР Ежегодно Профилактика девиантного поведения.

Укрепление здоровья обучающихся.

4 Разработка и внедрение в практику школы  профилактических образовательных программ, направленных на формирование культуры здорового образа жизни. Зам. директора по УВР, Ежегодно Физическое развитие обучающихся.

 

 

 

 

5 Внедрение современных технологий в трехчасовую общеобразовательную программу по физической культуре Зам. директора по УВР,

учителя физической культуры

Ежегодно
6 Определение детей в основную, подготовительную и специальную группу Медицинский работник

 Зам. директора по УВР

Сентябрь

ежегодно

Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся
7 Медосмотр обучающихся Медицинский работник Ежегодно Раннее прогнозирование результатов

Снижение заболеваемости

Организация целенаправленной профилактической работы

8 Организация и проведение динамических пауз

 

Учителя-предметники Постоянно Укрепление здоровья обучающихся
9 Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей обучающихся.

 

Учитель физической культуры В течение учебного года Осуществление индивидуального подхода в работе с обучающимися.
10 Организация работы спортивных секции Зам. директора по УВР, учитель физической культуры Сентябрь ежегодно
11 Мониторинг занятости обучающихся в спортивных секциях.

 

Зам. директора по УВР Сентябрь, январь ежегодно Система воспитательной деятельности по  формированию

здорового образа  жизни.

12 Организация и проведение Дней Здоровья. Зам. директора по УВР, учитель физической культуры 2015-2020

ежегодно по плану школы

13 Организация и проведение школьных спортивных соревнований. учитель физической культуры ежегодно по плану школы Повышение информированности родителей о состоянии здоровья детей и факторах, формирующих  здоровье школьников.

Мотивация школьников к занятиям спортом, формирование ЗОЖ

14 Организация и проведение акций здоровья. Зам. директора по УВР ежегодно по плану школы
15 Классные часы. Классные руководители ежегодно по плану школы
16 Организация родительского всеобуча.

Беседы для родителей

Классные руководители, психолог,

 

ежегодно по плану школы
17 Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения заместитель директора по УВР,

медицинские работники.

январь 2017 План методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения
18 Пополнение школьной библиотеки пособиями и литературой по вопросам формирования культуры здоровья.

 

администрация школы, библиотекарь по плану заказа библиотеки Увеличение численности литературы по вопросам формирования культуры здоровья.

 

19 Мониторинг и анализ реализации программы ДОО в школе Ответственный за работу с ДОО По плану, ежегодно ( 1 раз в полгода) Повышение качества образования в сфере ДО
20 Взаимодействие с органами системы профилактики по вопросам профилактики, сохранения  и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся в данном учебном заведении заместитель директора по УВР,

медицинские работники.

ежегодно по плану школы формирование у обучающихся мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;

 

21 Организация просветительской работы среди родителей.

Привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми

заместитель директора по УВР,

медицинские работники.

ежегодно по плану школы Повышение информированности родителей о состоянии здоровья детей и факторах, формирующих  здоровье школьников.

 

 

В качестве основных целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в школе на первом этапе (2016-2017 годы) и на втором этапе (2018-2020 годы) определены:

увеличение доли  лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности школьного состава на первом этапе – до 60 % в 2017 году и на втором этапе – до 100 % в 2020 году;

увеличение количества призовых мест (медалей), завоеванных обучающимися школы на соревнованиях, в том числе и муниципального масштаба, на первом этапе – до 10% в 2017 году и на втором этапе – до 20% в 2020 году от количества выступающих;

увеличение количества школьников, имеющих полное отсутствие пропусков по болезни на первом этапе – до 70% в 2017 году и на втором этапе – до 85% в 2020 году.

В целях доступности медицинской помощи в школе организована  работа медицинского кабинета, укомплектованы аптечками, средствами первой помощи кабинеты повышенной опасности, а также все кабинеты средствами индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.

В 2015 году для организации медицинского обслуживания обучающихся были проведены мероприятия по оборудованию и оснащению медицинского кабинета, и получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии медицинского кабинета  санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Результаты мониторинговых исследований позволяют провести анализ имеющегося состояния здоровья обучающихся и наметить пути по его сохранению и укреплению.

Состояние здоровья обучающихся:

Состояние здоровья обучающихся
Учебный год Всего учащихся в ОУ Количество учащихся
Практически здоровых     

(I группа)

Имеющих отклонения в состоянии здоровья     (II группа) Имеющих хронические заболевания (III группа) Инвалидов (IV группа)
2012-2013 407 11.3% 55.2% 32,3% 0,98%
2013-2014 416 10.4% 55,6% 32,8% 0,72%
2014-2015 390 9,5% 73,3% 15,6% 1,28%
2015-2016 390 10% 73,6 15,6% 0,8%

 

Охват школьников горячим питанием составляет 100%, организация питания осуществляется через горячие завтраки, обеды, буфетную продукцию за средства родителей, а также за средства бюджета для детей из семей с низким прожиточным уровнем.

Использование здороьесохраняющих технологий в образовательном процессе
№ п/п Название технологии Предметы Классы С какого года реализуется Результаты
Создание в школе действенного санитарно-гигиенического режима
1 Динамическая пауза по всей школе 1-4 классы 5 лет Увеличение двигательной активности, профилактика заболеваний
2 Контроль за соблюдением режима чистоты по всей школе 1-11 классы постоянно Создание условий для повышения эффективности системы оздоровительных мероприятий в школе за счет соблюдения регламентирующих требований САНПИНа
3 Контроль за соблюдением воздушно-теплового режима по всей школе 1-11 классы постоянно
4 Составление расписания уроков и второй половины дня согласно нормам САНПИНа по всей школе 1-11 классы постоянно
5 Контроль за соблюдением требований к режиму учебно-воспитательного процесса по всей школе 1-11 классы постоянно
6 Контроль за уровнем освещения по всей школе 1-11 классы постоянно
7 Контроль за соблюдением требований к помещениям и оборудованию в классах по всей школе 1-11 классы постоянно
9 Посещение бассейна физкультура 1-11 классы 5 лет Увеличение двигательной активности, закаливание для учащихся Уменьшение процента заболеваемости учащихся Уменьшение количества учащихся с патологией здоровья
10 Проведение ОФП на базе тренажерного зала ГПД,  вторая половина дня 1-11 классы 3 года
11 Организация подвижных игр вторая, третья перемены 1-4 классы постоянно
  Проведение общешкольных дней здоровья для всей школы классы    
Профилактика психологического здоровья учащихся
1 Психологическое консультирование учащихся для всех учащихся 1-11 классы 5 лет Оказание помощи в решении проблем
2 Психологическое консультирование родителей по запросам 1-11 классы 5 лет
3 Психологическое консультирование учителей по запросам   постоянно
4 Проведение психологических тренингов для учащихся по плану психолога 1-11 классы постоянно Создание условий для развития позитивного мышлени, формирования умений организации оптимального общения
5 Изучение эмоционального состояния учащихся по плану психолога 1-11 классы 5 лет Оказание помощи в формировании умений жить в гармонии с самим собой
Пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности в укреплении и профилактике своего здоровья
1 Семинары для учителей по повышению компетентности в области здоровье сохраняющих технологий 1 раз в год     5 лет Активизация роли здоровье сохраняющих технологий в УВР
2 Тематическое родительское собрание по применению в семье здоровье сберегающих технологий   1-11 классы ежегодно Повышение компетентности родителей в области здорового образа жизни
3 Организация консультаций врачей узких специалистов для родителей   1-11 классы ежегодно Помощь в решении текущих вопросов, связанных со здоровьем детей
4 Лекции врача школы, привлеченных специалистов   6-11 классы постоянно Повышение компетентности учащихся в области здорового образа жизни
5 Использование отдельных тематических разделов предмета с целью пропаганды здорового образа жизни биология, природоведение, химия,физика, литература,физкультура, ОБЖ

психология

1-11 классы постоянно Повышение компетентности учащихся в области здорового образа жизни

Согласно  Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ, регулирующий отношения в сфере образования. Одним из принципов данного правового регулирования провозглашается приоритет жизни и здоровья граждан – участников отношений в сфере образования. Особое внимание при этом обращается на охрану здоровья учащихся – прежде всего из числа лиц, не достигших совершеннолетия (школьников), а также лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года МБОУ СОШ № 50 обеспечивает условия для охраны здоровья учащихся.       Основные меры, направленные на обеспечение охраны здоровья учащихся, включают: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания учащихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул (согласно локальных актов ОО); 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.

Порядок диспансерного наблюдения определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1348н (о диспансеризации учащихся в возрасте 18 лет и старше см. приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 1006н). Профилактические медицинские осмотры учащихся организуются в порядке, установленном совместным приказом Минздрава России и Ми-нобразования России от 30 июня 1992 г. № 186/272; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе осуществляется: 1) текущий контроль за состоянием здоровья учащихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья учащихся; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, может быть организовано обучение на дому. Основанием для обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)

Питание учащихся в школе организовано в соответствии с требованиями ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» №52 от 12.03.99 и требованиями СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно -эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Горячее питание учащихся осуществляется на основе примерного цикличного меню, утвержденного директором школы и согласованного с Роспотребнадзором. В целях качественной организации питания в школе ведется постоянный контроль питания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Антиспам. Введите правильный ответ: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.