Пришкольный лагерь

 

lager

Программа деятельности лагеря
с дневным пребыванием детей «Созвездие».

Содержание программы.

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи организации работы лагеря.
  3. Содержание и формы реализации программы.
  4. Условия реализации программы.
  5. Критерии эффективности программы.
  6. Предполагаемые результаты программы.
  7. Наличие опыта реализации.
  8. План работы.
  9. Литература.

Пояснительная записка.

Летняя большая перемена  дана школьникам для укрепления их здоровья, физической закалки, восстановления сил после долгого учебного года. Но это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит в спортивно-оздоровительных лагерях, в санаториях, в пришкольных летних оздоровительных лагерях.

Год 2015 объявлен в России Годом литературы. Цель этого проекта, а значит и работы лагеря, привлечение внимания детей к вопросам развития культуры и литературы, сохранения культурно-исторического наследия и роли российской культуры во всем мире. Именно для знакомства с культурным наследием города включены викторины, экскурсии,  программы и совместные квесты под девизом «Сделаем мир прекраснее».

С целью организации летнего отдыха детей на базе МБОУ  СОШ  № 50 организуется летний оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей. Предполагается за одну смену принять 72  учащихся. Возраст детей от 7 до 15 лет. Продолжительность смены 21 день. Планируется, что летний лагерь будут посещать дети из семей с малым достатком, многодетные, опекаемые, ребята, которые по возрасту выбыли из детского сада, а также дети из неблагополучных семей и дети состоящие на профилактическом учете в органах системы профилактики.

Проведение лагерной смены обусловлено необходимостью:

  • Продолжение воспитательного процесса в условиях лета;
  • Низкий социальный уровень жизни населения;
  • Снижение защитных возможностей организма детей;
  • Психологическая подавленность детей от невозможности найти свое место в жизни, в обществе, которая может привести к девиантному  и суицидальному поведению.
  • Проблема летней занятости детей;
  • Низкий уровень посещения театров, музеев, выставок семьями;

При написании программы педагогический коллектив руководствовался принципами, заложенными в воспитательной системе школы:

  • Принцип нравственного отношения друг к другу, к окружающему миру;
  • Принцип творческого отношения к делу;
  • Принцип добровольности участия в делах;
  • Принцип учета возрастных особенностей детей;
  • Принцип доступности выбранных форм работы;
  • Принцип индивидуализации  в работе с детьми.

Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших годов показал, что очень эффективной является работа, построенная в форме игры. В прошлом году лагерь проработал по программе «Созвездие».  Работая по программе, можно сделать вывод, что ребята с удовольствием принимают участие в мероприятиях. Дети создавали свои экипажи, принимали активное участие в играх, эстафетах, конкурсах, сопереживали друг другу, вели бортовые журналы спортивных  своего отряда.

Все это стало возможным благодаря продуманной работе взрослых и активной позиции детей. Проанализировав работу лагеря за прошлый год, коллектив воспитателей и детей пришли к выводу, что такую работу следует продолжить. В этом году работа лагерной смены будет проходить в «открытом космосе» культурно-исторического пространства. На  совете было решено, что за прошедшие сезоны дети стали более эрудированны, физически выносливы. Один отряд будет привлекаться к трудовым десантам, часть ребят будут работать вожатыми с малышами, поэтому лагерь назвали «Созвездие».

Программа разработана с учетом законодательных нормативно-правовых документов:

— Конвенция ООН о правах ребенка;

— Закон РФ «Об образовании»;

  • Национальный стандарт Российской Федерации .Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления. ГОСТ Р 52887-2007
  • Указ Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 года

Режим работы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием  детей «Созвездие» со 1 июня по 27 июня (21 рабочий день).

Время работы лагеря с 8.30 до 14.30.

Направленность:

Программа является комплексной, охватывает все возможные сферы деятельности в условиях лагеря с дневным пребыванием, объединяя при этом мероприятия по образованию, воспитанию, оздоровлению и отдыху детей в единую систему:

  •  Организационное;
  •  Интеллектуальное;
  •  Спортивно-оздоровительное;
  •  Творческое;
  •  Духовное,
  •  Гражданско-патриотическое.

Работа летнего лагеря происходит в тесном сотрудничестве с:

— Библиотекой  им. Маяковского

— Библиотечным фондом школы

— ДК им «1 Мая», ДК «Правобережный» г.Красноярска.

— Дворцом водного спорта.

— Музеями и театрами города.

Питание  двухразовое, организовано на базе школьной столовой.

Цели и задачи программы.

Цель программы – создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей.

Задачи программы:

  1. Организация интересного, полноценного отдыха ребёнка.
  2. Привлечение в лагерь детей из малообеспеченных, многодетных семей, опекаемых детей, детей-инвалидов, учащихся, состоящих на учете в органах системы профилактики.
  3. Создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала каждого ребенка.
  4. Организация совместной деятельности детей и взрослых.
  5. Формирование патриотических чувств, любви к родному краю, своему городу.
  6. Оказание методической и практической помощи в организации и проведении мероприятий.
  7. Формирование самостоятельности и ответственности за свою деятельность, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка.
  8. Совершенствование системы организации  внеурочной деятельности детей.
  9. Формирование аспектов нового мироощущения – экологического сознания и культуры, формирование основ здорового образа жизни у детей.
  1. Обеспечение соблюдения норм охраны здоровья, безопасности, санитарно-гигиенических и других действующих правил и норм пребывания детей в лагере.

Содержание  и формы реализации программы.

Реализация целей и задач смены осуществляется по программе .Все учащиеся делятся на  три  разновозрастных отряда. Каждый отряд (экипаж) планирует свою работу с учётом общего плана работы лагеря. Центром всего является «космическая флотилия», совершающая путешествие в космосе. Флотилия  располагается на 3 космических кораблях. Названия своих кораблей и девизы дети придумывают сами.

Каждый день смены будет посвящен открытию одним из космических объектов под названием:

  • Планета встреч
  • Планета спорта
  • Планета развлечений
  • Звезда А.С. Пушкина
  • Звезда патриотов
  • Планета театральная
  • Сияние музыки
  • Планета интеллектуалов
  • Планета талантов.
  • Планета прощания
  • Планета Неболейка
  • Звезда смеха и забав.
  • Планета Нептуна.

Структура управления.

ЦУП – начальник лагерной смены

Экипажи кораблей:

Адмирал флотилии— дети

Капитаны – дети.

Бортпроводники – воспитатели.

Диспетчеры – отрядные вожатые

Космонавты – дети.

    Задача ЦУПа, бортпроводников и диспетчеров – организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планёрки анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

    Стратегию участия в деле экипажей организуют бортпроводники и диспетчеры.

Каждый экипаж создает свою систему жизнедеятельности, утверждает символику, выпускает вахтовый журнал, где отражает жизнь экипажа каждый день. В конце лагерной смены будет проводиться конкурс бортовых журналов.

Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнил в виде звездного неба (вселенной), где центром является космическая флотилия. Путешествуя в космическом пространстве, космонавты  (дети) открывают каждый день новый, неизведанный ранее космический объект. Всего обвстреч 21 – по количеству дней пребывания детей в лагере. Экипаж космонавтов первым открывший объект (победивший в общелагерном деле), устанавливает там свой символический флажок и красочно оформляет планету в зависимости от темы дня. Тем самым будет наглядно видно, какие успехи достигнуты той или иной командой.

Рядом со звездным небом (вселенной) планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди путешествия, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.

Конечно, создатели Программы не отрицают, что что-либо может и не сработать. За  21 день наш космический десант может столкнуться с различными неожиданностями. Это могут быть и космические пираты, и НЛО, и метеоритные дожди и солнечные затмения, и неожиданный водопад звёзд.

Каждый член космического корабля от капитана до космонавта должен соблюдать Законы и Заповеди.

Законы:

Закон точного времени.

Закон доброты.

Закон порядочности.

Закон дружбы.

Закон безопасности.

Закон взаимовыручки.

Заповеди:

Экипаж – одна семья.

Один за всех и все за одного.

Порядок, прежде всего.

Каждое дело вместе

Все делай творчески, а иначе зачем?

Даже если трудно, доведи дело до конца.

Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Экипажем космонавтов разработана система стимулирования успешности и личностного роста. Каждый космонавт может ежедневно получать «звезду» за активное участие в жизни экипажа и в целом корабля. Если в экипаже набирается 10 «звездочек», то их можно обменять на одну большую звезду. В конце лагерной смены подводятся итоги: подсчитывается количество открытых планет тем, или иным экипажем космонавтов, а также количество «звезд» в целом. По итогам победители получают призы и награды.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Чёткое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Материально-техническое обеспечение.

Кадровое обеспечение.

Подбор и расстановка кадров осуществляется  администрацией школы. Перед началом работы лагерной смены проводится установочный семинар для всех участников программы (кроме детей). На каждом отряде работает два учителя и четыре вожатых. Все остальные участники воспитательного процесса проводят работу по плану. Педагоги несут ответственность за жизнь и здоровье детей, выполнение учебно-воспитательного плана, проведение отрядных (экипажных) и общелагерных дел. Вожатые участвуют в работе экипажа-космонавтов, а также занимаются организацией отрядной (экипажной) жизни.

Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
  2. Должностные инструкции всех участников процесса.
  3. Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
  4. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  5. Проведение ежедневных планёрок.
  6. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.

Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создание ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий.
  2. Материалы для оформления и творчества детей.
  3. Наличие канцелярских принадлежностей.
  4. Аудиоматериалы и видеотехника.
  5. Призы и награды для стимулирования.

Критерии эффективности  программы.

Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место с удовольствием относился к обязанностям и поручениям, а также с радостью участвовал в предложенных мероприятиях. Для выполнения этих условиях разработаны следующие критерии эффективности:

  • Постановка реальных целей и планирование результатов программы;
  • Заинтересованность педагогов и детей в реализации программы, благоприятный психологический климат;
  • Удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;
  • Творческое сотрудничество взрослых и детей.

Предполагаемые результаты программы.

При активном участии детей и взрослых в реализации программы предполагается, что у каждого возникнет чувство сопричастности к большому коллективу единомышленников.

Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность, даст уверенность в своих силах и талантах.

Расширение знаний о культурно-исторических центрах города

При хорошей организации питания, медицинским наблюдениям и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.

Осуществление экскурсий, походов, поездок помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине.

Предполагается, что время, проведенное в лагере, не пройдет бесследно ни для взрослых, ни для детей, и на следующий год они с удовольствием будут участвовать в работе лагеря.

Наличие опыта реализации.

Учитывая опыт прошлого года, можно с уверенностью сказать, что программа летней оздоровительной площадки, построенная в форме игры, дает положительные результаты. Ребята, посещавшие летний лагерь в прошлом году стали более коммуникабельны, физически выносливы, раскрыли свои скрытые таланты, стали активнее в школьной жизни.  Количество желающих, посещать лагерь в этом году увеличилось, что говорит о том, что работа ведется в правильном направлении. В этом году предполагается, что Программа закрепит результаты прошлого года, и даст толчок к развитию новых творческих способностей. Программа построена так, что при доработке её вполне можно использовать как воспитательную систему отдельно взятого класса во время учебного года. Также идея может смело использоваться при работе любых детских объединений.

Планирование работы.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагеря  планируется активно задействовать окружающий  социум: дома  культуры, библиотеки, молодежный центр, театры и др. Также планируются поездки на остров Татышев и в бассейн.

Литература:

  1. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2006.
  2. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
  3. Газета «Педсовет» за 2000-2013 год.
  4. Газета: «Последний звонок» за 2000-2013 год.
  5. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2008.
  6. «Необычные праздники дома, в школе и во дворе». Л. Соколова. 2007.

Режим дня.

8.30 – 9.00 – Сбор космонавтов.

9.00 – 9.15 – Утренняя зарядка  «Встреча с гуманоидом».

9.15 – 9.30 – Сбор экипажа корабля (организационная линейка).

9.30 —  10.00 – Завтрак землянина.

10.00 – 12.00 – «Экипаж одна семья» (общелагерное дело).

12.00 – 13.00 — «Космостарты» (спортивно-оздоровительный час).

13.00 – 13.30 – Обед марсианина.

13.30 – 14.30 – Час в экипаже (в отряде).

14.30 –  Уход детей домой

15.00 – Инструктаж экипажа корабля (планерка).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Антиспам. Введите правильный ответ: * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.