Толера́нтность (от лат. tolerantia —терпение) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.
Толерантность- дорога к миру.
«Человек, ненавидящий другой народ,
не любит и свой собственный». Н. А. Добролюбов
Толерантность — это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.
Толерантным будь всегда!
Ненависть откинь ты.
И гуманность навсегда,
Закрепи ты в мире.
Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступков низких!
Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!
— Толерантность — это милосердие.
— Толерантность — это сострадание.
— Толерантность — это уважение.
— Толерантность — это доброта души.
— Толерантность — это терпение.
— Толерантность — это дружба.
Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!
Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников.
Важно, чтобы классный руководитель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и
использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы,
посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных
национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных
концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Знать как можнобольше о других народах – это основа формирования культуры
межнациональных отношений в любом возрасте.
Педагог дифференцирует содержание работы по классам.
Так, в 1-ом классе дети знакомятся с народным фольклором, посещают музеи, театры. Этот этап можно завершить праздником сказочных героев.
Во 2-ом классе учащиеся глубже изучают творчество национальных поэтов и писателей, знакомятся с историей своего края, участвуют в поисковой работе, проводят «Город веселых мастеров». Этап завершается игрой «Поле народных чудес».
В 3 –ем классе дети продолжают знакомиться с культурой, литературой и искусством своего народа. Проводят беседы «Кто это? Что это?», путешествия «Их именами названы улицы нашего города», выставки народного творчества,
организуют концерты для жителей микрорайона, встречаются с творческой интеллигенцией, участвуют в экспедиции «Мой край родной».
Для старшеклассников привлекательным является КВН, аукцион народных мудростей, содержание которого опирается на народные традиции: нравственный этикет, религиозные праздники, традиции семьи, народные промыслы. Так, например, в форме сюжетно-ролевой игры, в творческой форме представлены «Английская семья», «Японская семья», «Еврейская семья», «Русская семья», «Белорусская семья», «Молдавская семья» и т.д. В активной форме они изучают народные и семейные праздники, традиции народов, живущих рядом, историю собственного народа, его духовную жизнь и культуру.
Межнациональная толерантность тесно связана с веротерпимостью, которую также необходимо воспитывать у молодого поколения.
« Какой Вы родитель?»
Отметьте фразы, которые вы частенько употребляете в общении с детьми».
- Сколько раз тебе повторять! -2 балла
- Посоветуй мне, пожалуйста. -1 балл
- Не знаю, что бы я без тебя делал(а)! -1 балл
- И в кого ты только уродился! -2 балла
- Какие у тебя замечательные друзья! -1 балл
- Ну на кого ты похож (а)! -2 балла
- Я в твое время! -2 балла
- Ты моя опора и помощник (ца)! -1 балл
- Что за друзья у тебя! -2 балла
- О чем ты только думаешь! -2 балла
- Какая ты у меня умница! -2 балла
- А как ты считаешь, сынок (доченька)? -1 балл
- У всех дети как дети, а ты? -2 балла
- Какой ты у меня сообразительный (ая)! -1 балл
- 7 – 8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
- 9 – 10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
- 11 — 12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
- 13 – 14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно постарайтесь уделить ему больше внимания, прислушайтесь к его словам!
КАК ПОМОЧЬ НЕПОСЛУШНОМУ РЕБЕНКУ (И СЕБЕ)?
Самый общий ответ на вопрос – не реагировать привычным образом, то есть так, как ждет от вас ребенок. Дело в том, что в подобных случаях образуется порочный круг. Чем больше взрослый недоволен, тем больше ребенок убеждается: его усилия достигли цели – и возобновляет их с новой энергией. Значит, задача родителя перестать реагировать на непослушание прежними способами, и тем самым разорвать заколдованный круг.
Варианты конструктивного поведения взрослого в разных ситуациях непослушания:
- · Если идет борьба за внимание, нужно оказывать ребенку это положительное внимание. Делать это в относительно спокойные моменты, когда никто никому не досаждает и никто ни на кого не рассержен. Это могут быть совместные занятия, прогулки и т.д. Стоит попробовать, и вскоре вы увидите, какой благодарностью отзовется ваш ребенок.
- · Если источник конфликтов – борьба за самоутверждение, то следует, наоборот, уменьшить свою включенность в дела ребенка. Для него очень важно накапливать
опыт собственных решений и даже неудач. Больше всего поможет избавиться от лишнего давления и диктата понимание, что упрямство и своеволие ребенка – лишь раздражающая вас форма мольбы: «Позвольте же мне жить своим умом».
- Когда вы испытываете обиду, то нужно спросить себя: что заставило ребенка причинить ее вам? Какая боль у него самого? Чем вы обидели или постоянно обижаете его? Поняв причину, надо, конечно, постараться ее исправить.
Первая помощь при «остром стрессе»:
***
Возникающее чувство раздражения, агрессии, можно снять с помощью физической разрядки:
- побоксировать подушку;
- сжать и расслабить кулаки;
- Разрядить эмоции-
выговориться кому-нибудь.
***
Найдите место, где можно вслух поговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться.
Пусть это будет пустая комната, выполняя эти действия гнев, обида уйдут.
***
Переключитесь на интересную деятельность, любимое занятие,
создайте новую доминанту.
***
Вспомните приятные события из собственной жизни. Представьте, что это радостное событие повторилось, и вы находитесь в состоянии радости.
Почувствуйте это состояние позой,
мимикой, жестами, походкой.
***
Противострессовое дыхание.
Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего сделайте выдох как можно медленнее. Это успокаивающее дыхание. Постарайтесь представить себе, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.
«САМОМАССАЖ»
Прием эффективен при онемении мышц тела.
В течение дня необходимо найти время для маленького отдыха, чтобы расслабиться. Закройте глаза и массируйте определенные точки тела, не сильно надавливая. Вот некоторые из этих точек:
- Межбровная область: потрите это место медленными круговыми движениями;
- Задняя часть шеи: мягко сожмите несколько раз одной рукой;
- Челюсть: потрите с обеих сторон место, где заканчиваются задние зубы;
- Плечи: помассируйте верхнюю часть плеч всеми пятью пальцами;
- Ступни ног: если вы много ходите, отдохните немного и потрите ноющие ступни перед тем, как идти дальше.
- Примите теплую ванну с пенкой, постарайтесь закрыть глаза и расслабиться.
p/p