Необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся.
Здоровье подрастающего поколения – важный показатель качества жизни общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и формирующий ее развитие в будущем. Всемирной организацией здравоохранения признано, что здоровье – это не просто отсутствие болезней, а состояние физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий определенным мировоззрением, высоким уровнем развития личности, определенными убеждениями и установками, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни.
Дети проводят в школе значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья – дело не только семьи, но и педагогов. Здоровьесбережение стало одним из атрибутов образовательного процесса в школе. Оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, классных руководителей и воспитателей нацеленной на формирование культуры здоровья обучающихся.
Необходимо менять ориентиры в системе образования, и сверхзадачей любого урока, любых взаимоотношений школы и школьника, любого административного начинания должна быть установка (как у врача) — «не навреди» физическому, психическому и духовному здоровью ребенка.
В педагогической практике сегодняшнего дня можно выделить три основные группы подходов к решению проблемы здоровья в школе: профилактический, методический и формирование здоровой личности.
Профилактический подход предусматривает передачу базовых знаний об индивидуальном здоровье; медико-социальный мониторинг состояния здоровья учащихся; работу по профилактике вредных привычек и возможных заболеваний. Это просветительский и непосредственно обучающий подход, как правило, сфера деятельности классных руководителей, учителей биологии, физкультуры, ОБЖ; информация по технике безопасности на уроках физики, химии, технологии и др.
Методический подход учитывает негативное воздействие на здоровье самой действующей системы обучения. Он предполагает использование учителем демократических методов организации учебного процесса; отказ от авторитарного стиля; обучение обучающихся способам и приёмам взаимодействия с самим собой, своим внутренним миром, друг с другом и со взрослыми, с окружающим обществом и природой; обучение навыкам самоорганизации и самообразования; формирование среды сотрудничества школьников и учителей в ходе учебного процесса. Основная его цель — создание силами школьного коллектива нетравмирующей и безопасной развивающей школьной среды для обучающихся.
Кроме того, каждый учитель средствами своего предмета может и должен осуществлять оздоровительную направленность уроков. И, наконец, функция педагогической деятельности предполагает личный пример учителя, ведущего здоровый образ жизни.
Третий подход — формирование здоровой личности. Он включает в себя оба выше названных направления, а также организацию системы условий для сохранения и созидания здоровья. Это увеличение часов на занятия по физической культуре, проведение физкультминуток; развитие системы спортивных секций; вовлечение обучающихся в различные виды реальной творческой деятельности; организация здорового качественного питания. Такой серьёзный комплексный подход возможен только общими усилиями всех работников школы.
Развитие физической культуры и спорта в школе включает все три подхода и базируется на Стратегии развития физической культуры и спорта Красноярского края «Край здорового образа жизни, массовой физической культуры и спорта» на период до 2020 года.
Задачи:
-создание системы работы учреждения для занятий физической культурой и спортом;
-развитие внеклассной физкультурно-оздоровительной деятельности.
-укрепление здоровья школьников.
-проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий на территории школы и вне;
-информационная поддержка и пропаганда физической культуры и спорта среди всех участников образовательного процесса.
Основные мероприятия данного блока:
№ п/п | Мероприятия | Исполнители | Сроки | Ожидаемые результаты |
1 | Проведение мониторинга за состоянием здоровья учащихся. | заместитель директора по УВР,
медицинские работники. |
январь-февраль 2019г | База данных состояния здоровья учащихся. |
2 | Обеспечению обучающихся в школе качественным сбалансированным горячим питанием. | Директор, зам. директора по УВР | Ежегодно | Увеличение доли обучающихся школы, которые получают полноценное горячее питание |
3 | Реализация мер по раннему выявлению потребителей наркотических средств, индивидуальной профилактической работе среди обучающихся. | Зам. директора по УВР | Ежегодно | Профилактика девиантного поведения.
Укрепление здоровья обучающихся. |
4 | Разработка и внедрение в практику школы профилактических образовательных программ, направленных на формирование культуры здорового образа жизни. | Зам. директора по УВР, | Ежегодно | Физическое развитие обучающихся.
|
5 | Внедрение современных технологий в трехчасовую общеобразовательную программу по физической культуре | Зам. директора по УВР,
учителя физической культуры |
Ежегодно | |
6 | Определение детей в основную, подготовительную и специальную группу | Медицинский работник
Зам. директора по УВР |
Сентябрь
ежегодно |
Обеспечение индивидуального подхода к обучающимся |
7 | Медосмотр обучающихся | Медицинский работник | Ежегодно | Раннее прогнозирование результатов
Снижение заболеваемости Организация целенаправленной профилактической работы |
8 | Организация и проведение динамических пауз
|
Учителя-предметники | Постоянно | Укрепление здоровья обучающихся |
9 | Организация уроков физической культуры с учетом мониторинга уровня физического здоровья и индивидуальных особенностей обучающихся.
|
Учитель физической культуры | В течение учебного года | Осуществление индивидуального подхода в работе с обучающимися. |
10 | Организация работы спортивных секции | Зам. директора по УВР, учитель физической культуры | Сентябрь ежегодно | |
11 | Мониторинг занятости обучающихся в спортивных секциях.
|
Зам. директора по УВР | Сентябрь, январь ежегодно | Система воспитательной деятельности по формированию
здорового образа жизни. |
12 | Организация и проведение Дней Здоровья. | Зам. директора по УВР, учитель физической культуры | 2015-2020
ежегодно по плану школы |
|
13 | Организация и проведение школьных спортивных соревнований. | учитель физической культуры | ежегодно по плану школы | Повышение информированности родителей о состоянии здоровья детей и факторах, формирующих здоровье школьников.
Мотивация школьников к занятиям спортом, формирование ЗОЖ |
14 | Организация и проведение акций здоровья. | Зам. директора по УВР | ежегодно по плану школы | |
15 | Классные часы. | Классные руководители | ежегодно по плану школы | |
16 | Организация родительского всеобуча.
Беседы для родителей |
Классные руководители, психолог,
|
ежегодно по плану школы | |
17 | Включение в план методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения | заместитель директора по УВР,
медицинские работники. |
январь 2019 | План методической работы школы мероприятий по проблеме здоровьесбережения |
18 | Пополнение школьной библиотеки пособиями и литературой по вопросам формирования культуры здоровья.
|
администрация школы, библиотекарь | по плану заказа библиотеки | Увеличение численности литературы по вопросам формирования культуры здоровья.
|
19 | Мониторинг и анализ реализации программы ДОО в школе | Ответственный за работу с ДОО | По плану, ежегодно ( 1 раз в полгода) | Повышение качества образования в сфере ДО |
20 | Взаимодействие с органами системы профилактики по вопросам профилактики, сохранения и укрепления здоровья воспитанников, обучающихся в данном учебном заведении | заместитель директора по УВР,
медицинские работники. |
ежегодно по плану школы | формирование у обучающихся мотивации на сохранение и укрепление здоровья, потребности быть здоровым;
|
21 | Организация просветительской работы среди родителей.
Привлечение родителей к осуществлению совместной оздоровительной работы в школе и профилактической работы с детьми |
заместитель директора по УВР,
медицинские работники. |
ежегодно по плану школы | Повышение информированности родителей о состоянии здоровья детей и факторах, формирующих здоровье школьников.
|
В качестве основных целевых ориентиров развития физической культуры и спорта в школе на первом этапе (2019-2020 годы) и на втором этапе (2020-2021 годы) определены:
увеличение доли лиц, занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности школьного состава на первом этапе – до 60 % в 2019 году и на втором этапе – до 100 % в 2020 году;
увеличение количества призовых мест (медалей), завоеванных обучающимися школы на соревнованиях, в том числе и муниципального масштаба, на первом этапе – до 10% в 2019 году и на втором этапе – до 20% в 2020 году от количества выступающих;
увеличение количества школьников, имеющих полное отсутствие пропусков по болезни на первом этапе – до 70% в 2019 году и на втором этапе – до 85% в 2020 году.
В целях доступности медицинской помощи в школе организована работа медицинского кабинета, укомплектованы аптечками, средствами первой помощи кабинеты повышенной опасности, а также все кабинеты средствами индивидуальной защиты в условиях чрезвычайных ситуаций.
В 2017 году для организации медицинского обслуживания обучающихся были проведены мероприятия по оборудованию и оснащению медицинского кабинета, и получено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии медицинского кабинета санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Результаты мониторинговых исследований позволяют провести анализ имеющегося состояния здоровья обучающихся и наметить пути по его сохранению и укреплению.
Состояние здоровья обучающихся:
Состояние здоровья обучающихся | |||||
Учебный год | Всего учащихся в ОУ | Количество учащихся | |||
Практически здоровых
(I группа) |
Имеющих отклонения в состоянии здоровья (II группа) | Имеющих хронические заболевания (III группа) | Инвалидов (IV группа) | ||
2016-2017 | 407 | 11.3% | 55.2% | 32,3% | 0,98% |
2017-2018 | 416 | 10.4% | 55,6% | 32,8% | 0,72% |
2018-2019 | 390 | 9,5% | 73,3% | 15,6% | 1,28% |
2019-2020 | 390 | 10% | 73,6 | 15,6% | 0,8% |
Охват школьников горячим питанием составляет 100%, организация питания осуществляется через горячие завтраки, обеды, буфетную продукцию за средства родителей, а также за средства бюджета для детей из семей с низким прожиточным уровнем.
Использование здороьесохраняющих технологий в образовательном процессе | |||||
№ п/п | Название технологии | Предметы | Классы | С какого года реализуется | Результаты |
Создание в школе действенного санитарно-гигиенического режима | |||||
1 | Динамическая пауза | по всей школе | 1-4 классы | 5 лет | Увеличение двигательной активности, профилактика заболеваний |
2 | Контроль за соблюдением режима чистоты | по всей школе | 1-11 классы | постоянно | Создание условий для повышения эффективности системы оздоровительных мероприятий в школе за счет соблюдения регламентирующих требований САНПИНа |
3 | Контроль за соблюдением воздушно-теплового режима | по всей школе | 1-11 классы | постоянно | |
4 | Составление расписания уроков и второй половины дня согласно нормам САНПИНа | по всей школе | 1-11 классы | постоянно | |
5 | Контроль за соблюдением требований к режиму учебно-воспитательного процесса | по всей школе | 1-11 классы | постоянно | |
6 | Контроль за уровнем освещения | по всей школе | 1-11 классы | постоянно | |
7 | Контроль за соблюдением требований к помещениям и оборудованию в классах | по всей школе | 1-11 классы | постоянно | |
9 | Посещение бассейна | физкультура | 1-11 классы | 5 лет | Увеличение двигательной активности, закаливание для учащихся Уменьшение процента заболеваемости учащихся Уменьшение количества учащихся с патологией здоровья |
10 | Проведение ОФП на базе тренажерного зала | ГПД, вторая половина дня | 1-11 классы | 3 года | |
11 | Организация подвижных игр | вторая, третья перемены | 1-4 классы | постоянно | |
Проведение общешкольных дней здоровья | для всей школы | классы | |||
Профилактика психологического здоровья учащихся | |||||
1 | Психологическое консультирование учащихся | для всех учащихся | 1-11 классы | 5 лет | Оказание помощи в решении проблем |
2 | Психологическое консультирование родителей | по запросам | 1-11 классы | 5 лет | |
3 | Психологическое консультирование учителей | по запросам | постоянно | ||
4 | Проведение психологических тренингов для учащихся | по плану психолога | 1-11 классы | постоянно | Создание условий для развития позитивного мышлени, формирования умений организации оптимального общения |
5 | Изучение эмоционального состояния учащихся | по плану психолога | 1-11 классы | 5 лет | Оказание помощи в формировании умений жить в гармонии с самим собой |
Пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности в укреплении и профилактике своего здоровья | |||||
1 | Семинары для учителей по повышению компетентности в области здоровье сохраняющих технологий 1 раз в год | 5 лет | Активизация роли здоровье сохраняющих технологий в УВР | ||
2 | Тематическое родительское собрание по применению в семье здоровье сберегающих технологий | 1-11 классы | ежегодно | Повышение компетентности родителей в области здорового образа жизни | |
3 | Организация консультаций врачей узких специалистов для родителей | 1-11 классы | ежегодно | Помощь в решении текущих вопросов, связанных со здоровьем детей | |
4 | Лекции врача школы, привлеченных специалистов | 6-11 классы | постоянно | Повышение компетентности учащихся в области здорового образа жизни | |
5 | Использование отдельных тематических разделов предмета с целью пропаганды здорового образа жизни | биология, природоведение, химия,физика, литература,физкультура, ОБЖ
психология |
1-11 классы | постоянно | Повышение компетентности учащихся в области здорового образа жизни |
Согласно Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года № 273-ФЗ, регулирующий отношения в сфере образования. Одним из принципов данного правового регулирования провозглашается приоритет жизни и здоровья граждан – участников отношений в сфере образования. Особое внимание при этом обращается на охрану здоровья учащихся – прежде всего из числа лиц, не достигших совершеннолетия (школьников), а также лиц с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2013 года МБОУ СОШ № 50 обеспечивает условия для охраны здоровья учащихся. Основные меры, направленные на обеспечение охраны здоровья учащихся, включают: 1) оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; 2) организацию питания учащихся; 3) определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул (согласно локальных актов ОО); 4) пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; 5) организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом; 6) прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации.
Порядок диспансерного наблюдения определен приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2012 г. № 1348н (о диспансеризации учащихся в возрасте 18 лет и старше см. приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 3 декабря 2012 г. № 1006н). Профилактические медицинские осмотры учащихся организуются в порядке, установленном совместным приказом Минздрава России и Ми-нобразования России от 30 июня 1992 г. № 186/272; 7) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов и других одурманивающих веществ; 8) обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 9) профилактику несчастных случаев с учащимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 10) проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе осуществляется: 1) текущий контроль за состоянием здоровья учащихся; 2) проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья учащихся; 3) соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Для учащихся, которые по состоянию здоровья не могут посещать школу, может быть организовано обучение на дому. Основанием для обучения на дому являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей)
Питание учащихся в школе организовано в соответствии с требованиями ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения» №52 от 12.03.99 и требованиями СанПин 2.4.5.2409-08 «Санитарно -эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Горячее питание учащихся осуществляется на основе примерного цикличного меню, утвержденного директором школы и согласованного с Роспотребнадзором. В целях качественной организации питания в школе ведется постоянный контроль питания.